Работа над ошыбками
Началу нового учебного года посвящается...
Если бы огромный рынок видеоигр был одним небольшим школьным классом, эдаким универсальным «Восьмым БЭ», то важное место в этом сообществе занимал бы ученик Вася Капкомов. Василий – парень с определенно гуманитарным складом ума, талантливейший, но ленивый до смерти. Написав много лет назад одно хорошее сочинение про изгнание нечистой силы из древнего особняка, он несколько раз переписывал его другими словами, заменяя «Небо Аустерлица» на «Образ Старухи Изергиль» – и лишь на третьем переписывании прокололся, получив три с минусом.
Как сообщает вытащенная из завалов мастерской по труду школьная газета, в 1999м году тщеславный Капкомов, переправил в своем очередном сочинении слово «зомби» на слово «динозавр» и переименовал героиню из Джилл в Регину. «Аншлаг» ли так повлиял на молодого человека или фантастические книжки, которые он брал в ту четверть в библиотеке, (никогда не возвращая), но почему-то Васе никто не поверил.
Динозавры из его работы под заглавием «Dino Crisis: Как я провел этим летом» пугали гораздо хуже пожирателей мозгов в сочинении «Resident Evil 2: Чужие здесь не ходят», и гневный учитель литературы по фамилии Норвегов заставил мальчика писать работу над ошибками. Нам удалось отыскать ту самую стенгазету, в которой оная работа была помещена на обозрение всех одноклассников, дабы пристыдить нерадивого копипастера (в 2000-м, когда стенгазета с «Dino Crisis 2: Робота над ошыпками» оказалась в школьном холле, это слово знал только молодой учитель информатики). Все ребята из 8 Б, даже надменный Валера Конамин, гордившийся своей новой дачей на Тихих Холмах, очень удивились, увидев, что Капкомов сумел написать какое-то иное сочинение, непохожее на его обычные россказни про зомби.
Однако строгому Норвегову, проверяя работу, пришлось внимательно вчитываться - и он обнаружил довольно много интересного, оставив школьному архиву несколько испещренных мелким почерком листков. Далее мы хотим привести эти записки, найденные в классном журнале 8Б за сентябрь двухтысячного года. За прошедшие десять лет часть записок оказалась серьезно поистрепаны силами искавших ответы на ЕГЭ нерадивых учеников, и восстановить полный текст нам (и помогавшему нам завучу) представляется невозможным.
Ниже приводятся записи учителя литературы.
«Василий, как обычно, помещает своих героев в мир, наполненный опасностями и рукотворными преградами... Как и всегда, его протагонисты – суровые бойцы (пометка родителям – не давать мальчику смотреть фильмы со Сталлоне и Сигалом). Дилан и Регина попадают на исследовательскую площадку города Эдвард, отправленного на 65 млн. лет назад, в эпоху динозавров. Как и в виденных Василием боевиках, погибают все, кроме избранных борцов за справедливость, а те, сменяя друг друга в совершении подвигов, движутся к хэппи-энду через тучи динозавров всех видов и размеров. Кажется, что Капкомов снова описывает то, что он описывает всегда - трудные поиски себя, антипир во время чумы в ограниченном пространстве. Однако в этот раз он неожиданно дает персонажам соч-я Dino Crisis 2 (DC2 далее сокр.) возможность расправляться с врагами в полной мере.
Раньше герои Василия были строго ограничены в ресурсах жизнедеятельности. Жесткой рукой юного демиурга рассыпались по пространству сочинения скудные патроны и редкие аптечки. Регине с Диланом такие трудности не грозят – ученик Капкомов вводит в их жизнь «бога из аркады» (пом. род. – свободное время Вася явно посвящает не только внеклассному чтению). За убитых динозавров бойцы получают очки, которые можно тратить на патроны и оружие, а если герои отправляют к праотцам сразу несколько рептилий подряд, то получат больше кредитов. Хотя логика Василия снова хромает, ибо непонятно, как интернет-терминалы могут продавать оружие и патроны, и кто вычисляет очки, но участь читателя облегчена – он может не бояться за потраченные любимцами патроны.
Бойцы спецназа стали поворотливее, нежели персонажи прежних сочинений, но впечатление тракторности их действий все равно не покидает нас. Они - не живые персонажи, они не вписаны в интересную историю, все происходящее в джунглях и лабораториях - не более чем фон для стрельбы по велоцирапторам и птеродактилям. Такая мотивация создателя не совсем понятна. С одной стороны он пытается отделаться от послевкусия трех одинаковых работ. С другой - сохраняет какие-то совершенно ненужные мелочи, наподобие известных всей школе головоломок, украденных из отцовской коллекции журнала «Техника Молодежи». Почему код от лифта лежит где-то в паре километров от лифта, а карточку от энергоблока надо искать на другой стороне залива, кишащего плезиозаврами? Почему первые несколько часов мы не получаем и намека на связный сюжет, и вынуждены просто гоняться вместе с героями за нужными предметами? За добавлением стрельбы Капкомов совсем забыл, что главное в художественном сочинении - это рассказанная история, нарратив, действие, которое должно захватывать читателя.
Вместо этого устраивается еще одна экскурсия в залы игровых автоматов, в тот темный угол, где находятся игры жанра shoot-em-up. Живописные расстрелы пресмыкающихся ждут нас несколько раз и по разным поводам, но смысл в них один – увеличить показатель адреналина до максимума. Однако, увеличивая мишени в тире в размерах и количестве, Вася не замечает, что стрельба становится навязчивой. Особенно заметно это в эпизоде с погружением Регины под воду, явно списанным у Жюля Верна, где читатель вынужден продираться не только сквозь сопротивление воды, но и через «алчущие кровоточивые пасти ихтизавров» и «развороченного аквабомбой гигантского плезиозавра». Пожалуй, подводная часть – самая слабая в сочинении, хотя задумывалось явно наоборот.
Эстетика DC2 вообще тяготеет к искупительному гигантизму – с расчетом на то, что если дать побольше, то простят всё. Размеры динозавров у Василия растут в строго арифметической прогрессии - и если в начале страницы заполняют маленькие велоцирапторы и иностранцевии, то дальше на арену слов выйдут алозавры и трицератопсы. Соответственно растет и огневая мощь спецназа, доходя до абсурдного «один выстрел из ружья – один мертвый плезиозавр». Признаться, первые пару часов с работой такой «рост размаха» впечатлял даже меня, но совсем скоро ваш не обученный скорочтению слуга уже был способен предугадывать появление следующего огромного монстра – или их группы.
Что действительно искупает все капкомовские промахи, так это сила живописательства, с которой изображены джунгли и полузаброшенные ...(далее неразборчиво – прим. ред.) Здесь Василий расходится вовсю, явно почерпывая краски природы у Шукшина, а любовь к индустриальным пейзажам у Уинстона Хью Одена. Динозавры кажутся настоящими, будто их повадки изучались по фильмам BBC и многотомным энциклопедиям. Так, бронированный лоб алозавра не пробивает даже мощный дробовик, а птеродактили никогда не нападают в одиночку. Множество мелких деталей, вроде «разбегающихся от сгнившего электрощита пятидюймовых мокриц» или «покрытого плесенью стола, где до сих пор видны были круглые пятна кофе, оставленные диспетчером» – вот что действительно погружает читателя в странный синтез мира нынешнего и мира далекого прошлого.
Резюмируя, я хочу сказать, что как работа над ошибками DC2 вышла очень противоречивой. С одной стороны, в ней видна попытка найти новые изобразительные и выразительные элементы, сделать происходящее ярче, агрессивнее, быстрее. Но очень многое сминается грузом проблем из прошлых работ Капкомова, сбросить который ему не по силам - в силу ли возраста или способностей, судить не мне. Я готов поставить такой работе четверку с минусом, но такой балл кажется мне завышенным. Педсовету же могу написать вот что: чрезмерное увлечение игровыми автоматами, как известно, не доводит до добра: вот например вчера на канале «Россия» показывали сюжет о том, как в Капотне подрались двое подростков. Один из них ударил другого игровой консолью по голове, в результате чего тот скончался от множественных ножевых ранений. Задумайтесь о посещаемости, еще сентябрь и можно поправить этот показатель, а то я тут читал 9 классу про «Евгния Оне...»
На этом записки Норвегова прерываются.
К сожалению, нам не удалось проследить дальнейший путь учителя литературы и получить дополнительные сведения о вышеприведенном отрывке. По слухам, Норвегов зимой того же года внезапно бросил преподавание и уехал жить в глушь, на какую-то железнодорожную платформу пятой зоны. Кто-то видел его - на велосипеде - несколько лет спустя, но сдается нам, это все досужий вымысел. Ученик Капкомов, воспользовавшись всеобщим благодушием относительно его динозаврьих историй, продолжил их еще два раза. Но так как на место прежнего учителя пришла некая Лидия Ефимовна, старушка явно прокоммунистических взглядов, то разбирать следующие работы про юрский период она не стала, а предложила Капкомову писать теперь только об «ужасном воздействии на человеческое сознание общества потребления как последней стадии разлагающегося запада». С его работами на эту тему, озаглавленными «Dead Rising: Что ждет США» и «Resident Evil 5: Мрачное будущее капиталистической Африки», вы должны быть хорошо знакомы.
PS Бонусом – самая забойная песня из саундтрека к игре. Услышать ее «по-честному» можно только на финальных титрах, пройдя DC2 быстрее чем за два с половиной часа, ни разу не сохранившись, использовав не более трех аптечек, и не применяя оружие сильнее второго уровня.
Final Fantasy III ( версия для Nintendo DS) | 40.9% |
| ||
The Legend of Zelda: Ocarina of Time (Nintendo 64) | 59.1% |
|