Советники (также названные вортигонтами как Шу’улатои (англ. Shu'ulathoi), видимо это и есть настоящее название их расы) являются главными лицами в Альянсе, что может определять их как основную правящую расу Союза Вселенных, расу, положившую начало образованию организации. В Half-Life 2: Episode One показано, что перед эвакуацией из Цитадели Советники дают персоналу распоряжение: переслать некое сообщение в столичный мир Альянса. Это тоже подтверждает, что Советники находятся, по крайней мере, на одной из высших ступеней в правящей иерархии Альянса, поскольку они приказали пожертвовать всей Цитаделью ради передачи этого сообщения, и при этом, только тогда, когда сами они эвакуируются и будут находиться в безопасности.
Внешне Советники выглядят как огромные личинки, принадлежащие виду, появившемуся, вероятно, очень давно. В результате многих опытов, предоставивших им высокие технологии, Советники перешли в искусственную форму развития, которая наверняка очень отличается от их прежнего облика. Придав себе такую громоздкую физиологию, они, несомненно, лишились возможности передвигаться и манипулировать объектами самостоятельно. По величине Советник схож с взрослым носорогом.
В Half-Life 2: Episode Two Советник передвигается, используя антигравитационные устройства (большие механизмы у них на спине, светящиеся ярко-синим цветом). Также они могут довольно проворно ползать с помощью искусственных манипуляторов. До появления Half-Life 2: Episode Two они передвигались исключительно на персональных самолётоподобных транспортах. Там же можно заметить, как такие транспорты перемещаются по мосту при помощи военных бронетранспортеров APC.
Советники практически не имеют между собой каких-либо отличительных черт: у них нет видимых глаз, ушей, рта или конечностей. Вероятно, этим и объясняется большое количество механизмов, которые они несут на себе. У них нет глаз, однако есть устройства наподобие глаз в левой части их «головы». На «носу» их держится другое устройство, похожее на респиратор. Однако, в Episode Two Советник виден без «респиратора», виден выдвигающийся «хобот», которым Советник убивает Илая Вэнса, вводя «хобот» в основание черепа (и считывает содержимое мозга). Посередине туловища Советники окольцованы металлической дугой, переходящей в два механических манипулятора с когтями на концах. Это, вероятно, является их вооружением: если выстрелить в модель Советника, он принимается колотить этими когтями игрока, хотя и не наносит никакого урона. Под грудой механизмов тела всех Советников облачены в оливкового цвета «костюм», при этом часть тела, наиболее похожая на «лицо», и того же объёма хвостовая часть остаются открытыми. На «шее» Советника этот костюм охватывает чёрный воротник, исписанный золотыми иероглифами, которые указывают ранг и статус конкретного Советника.
Несмотря на их непригодное для жизни физическое состояние, Советники — это разумные существа с высокоразвитым интеллектом. Они не произносят в игре каких-либо слов; даже когда с ними разговаривает Уоллес Брин, Советники ничего не говорят, что подтверждает популярную теорию о владении даром телепатии. Единственно, можно услышать, как они издают очень тихие, высокие, как бы журчащие звуки, похожие на стрёкот насекомых. Советники имеют обычно спрятанный длинный язык-щупальце, которым они могут проткнуть человеку голову и считать информацию из мозга.
В Half-Life 2 Советников можно заметить лишь на некоторых альянсовских мониторах связи. В Half-Life 2: Episode One они появляются также на мониторах, но гораздо чаще, и, кроме того, предстают почти рядом с игроком, когда эвакуируются из Цитадели. В Half-Life 2: Episode Two Советники появляются трижды. В главе «Вооружен и Опасен», в сцене, когда Гордон с Аликс входят в ангар, их появление предвещает искажения изображения, не связанные с ошибкой графики. После того как Гордон входит в ангар, они с Аликс пробираются к советнику и обесточивают систему жизнеобеспечения. Вырвавшийся из укрытия Советник обездвиживает Фримена и Аликс телекинезом. Он едва не убивает героев, но взрыв системы жизнеобеспечения заставляет его спасаться бегством. В заключительной главе, перед закрытием ракетного люка, можно увидеть Советника, наблюдающего за действиями Фримена. Как только он замечает, что за ним наблюдает Фримен, он делает психологическую атаку и улетает прочь. Вероятно, это один из двух Советников, которых мы увидим в конце. Также их можно увидеть, когда Гордон с Аликс собираются сесть в вертолет. В этот момент в ангар влетают два Советника и убивают Илая Вэнса, пробив ему череп щупальцем, похожим на язык. Примечетельно, что в первой сцене аналогичным образом они точно так же поступают с мозгом погибшего повстанца. Таким образом они считывают информацию из мозга жертвы.
В Half-Life 2: Episode One один из Старших Советников проявил большой интерес к Гордону Фримену, наблюдая за его путешествием почти со всех встречаемых в игре мониторов и насылая на него войска Альянса.
В книге Half-Life 2: Raising the Bar дизайнер игры Тед Бэкман упоминает, что на огромную, червеобразную форму Советника его вдохновили образы в творчестве Фрэнка Герберта — Навигаторы Гильдии Спайса и Лето Атреидес II из книг о Дюне.
Материалы из вики, гугла, яндекса и Half-life 2: Raising the bar